Проблемы тендеров со стороны исполнителей.

"Хотели, как лучше, вышло, как всегда." (В. Черномырдин). Эту фразу можно применять сегодня ко многим предложениям и действия правительства не только федерального, но и региональных уровней.

Хочу поделиться своими взглядами на одно из направлений взаимодействия государства и бизнеса. Это , как вы поняли « тендер»

Тендер (торги)

Те́ндер (англ. tender — заявка на подряд) — конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям...

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции от 16.04.2022 . Этот закон регламентирует порядок проведения тендеров. Про конкуренцию понятно, т.е. в торгах должно быть не менее двух участников. Заранее объявленный тендер, здесь тоже понятно, чтобы потенциальные исполнители успели ознакомиться с тендером, стоит в нем участвовать или нет. А вот документация к тендеру сегодня вызывает у многих вопросы. Но это еще не всё. Вызывает сомнения в методики установления условий по тендеру.

Сегодня главным условием выигрыша в тендере является НИЗКАЯ СТОИМОСТЬ, т.е. кто меньше предложит, тот и выиграл. В чем здесь подвох?. Подвох в том, что выигравший тендер, потом может пропасть или отказывается от тендера и хуже, когда начинает, но не доделывает. Хотя это всё прописывается в законе, но для заказчика это становится проблемой.

Можно ли повысить эффективность тендеров, если говорить о них, как способе получить выгоду для обоих сторон. То есть в выигрыше должны быть обе стороны и заказчик и исполнитель. Получает ли заказчик выгоду от тендера, у которого цель получить наименьшую цену. Для бюджета наверное выгодно сегодня, а вот в перспективе.... Теперь посмотрим со стороны исполнителя. Низкая стоимость выигрыша означает минимальную прибыль, а скоре всего ниже себестоимости по итогу, для крупных исполнителей низкая цена по тендеру обуславливается перераспределением затрат на другие продукты. То есть за счёт другого продукта в тендере цена опускается. А на других продукта повышается, тем самым средняя маржинальность производства сохраняется. Однако таким образом из конкурентной борьбы выводятся мелкие производители данного продукта.. Про откаты писать не будем, но в ходе выполнения тендера могут, и они часто происходят, нештатные ситуации, которые уводят проект в минус. И тут исполнитель хочет хоть как-то, но быстрее закрыть его. Хочу отметить, это скорее всего бывает на региональных тендерах, где и заказчик может не выполнить свои обязательства по платежам за уже выполненную работу. И тогда спрашивается, кому надо такой продукт или услуга, которая выполняется и подгоняется под выигранную стоимость. Могу сказать из личного опыта по поставкам мебели. Мебель получается низкого качества из-за применения дешевых материалов и фурнитуры. С виду все нормально, но срок эксплуатации резко сокращается. Например тендер на поставку столов для кабинетов рассчитан на десять лет, а столы начинают сыпаться через два года. Что здесь можно сделать. Это прежде всего сократить сроки эксплуатации мебели для госучреждений. Тем самым будет сокращен период обновления мебели. Заказчики будут иметь возможность обновляться. а мебельщики получат дополнительные заказы. А население благоустроенные кабинеты госслужащих.

Как поднять эффективность тендеров с моей точки зрения. Буду говорить про мебельные тендеры. так как в этой теме давно. Сегодня и раньше спецификацию на тендер составляют сами заказчики. Например больница или школа своим административным ресурсом. Понятно, что они не специалисты и описать мебель для них часто проблематично. Вот и пишут "Стол однотумбовый", размер такой-то или Шкаф для одежды и размер. В законе это всё прописано, но выполняется это всё формально, что снижает ценность товара.

Это простые еще спецификации, а когда надо обставить этажи или комплексное оснащение. Поэтому, если включить разум и логику, то сначала должен быть тендер на проект размещения и оснащения мебелью объекта. И в нем участвуют специализированные фирмы. Затем этот проект с предварительным расчетом стоимости выносится уже на тендер. И самое наверное интересное, выигрывает тендер не тот, кто дал самую низкую стоимость, его не считают, а тот кто уложился на 10-12% от среднерыночной стоимости. Например Тендер заявил проект со среднерыночной стоимостью 1 000 000 руб. Выигрывает не тот, кто дал 600 000 руб., а тот, кто заявил 850 000 руб. В таком случае в выигрыше получаются все, и заказчик , он реально сэкономил 150 000 руб. , и исполнитель, он выполнит с прибылью, кстати с этого он заплатит больший налог, чем с маленькой суммы. А также мебель будет сделана из хороших материалов и фурнитуры, а значит и прослужит весь срок эксплуатации. И не надо будет через два года опять заказывать тендер. И самое интересное, что такое прописано в законе, но не является основным показателем. Вот как это прописано в законе. « В случаях, предусмотренных частью 16 статьи 34 настоящего Федерального закона, а также в иных установленных Правительством Российской Федерации случаях для оценки заявок участников закупки заказчик вместо критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, вправе использовать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных частью 20 статьи 22 настоящего Федерального закона.»

Еще одним большим аспектом является субъектность исполнителя. Она подразумевает техническую возможность исполнения тендера в том заявленном объеме и сроках. И здесь для малого бизнеса должна быть открыта возможность участия Пулов малых предприятий в одном тендере, о чем заказчик информируется заранее. Гарантом таких пулов могли быть отраслевые ассоциации. Это помогло бы реально получить финансирование малому бизнесу. Но в законе есть такая формулировка. Лазейка « Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.» То есть, если у исполнителя даже нет таких мощностей, он всё равно имеет право участвовать в тендере.

И на последок о документации и сведениях, которые исполнитель должен предоставить для возможности участия в тендере. Их там порядка 10 позиций. Что здесь можно сделать в современных условиях. Это прежде всего создание МФЦ «Бизнес», где вся информация об исполнителе уже имеется и при подачи заявки на тендер, МФЦ проверяет его сведения и при необходимости указывает на несоответствие и дает возможность исправить. Это намного бы упростило вход для участников.

Делая вывод, могу сказать, что эффективность тендеров должна рассматриваться не в текущем моменте, а в стоимости на весь срок эксплуатации. надеюсь, что статья будет интересна и чиновникам... И задача Российской Ассоциации Мебельщиков пролоббировать интересы всех категорий мебельщиков. чтобы интересы их были учтены в новых условиях деятельности российской экономики.

С уважением ЮV.